8 (800) 333-77-41
звоните по России бесплатно
+7 (495) 902-00-04ежедневно с 10 до 22,
Скидка до 20% при покупке от 10 штук! Спешите!                            NEW! Оплата картой при получении!

Границы свободы

17.03.2016

Границы свободы

Однажды наступает такой день, когда родители понимают, что их любознательный малыш больше не удовлетворен имеющимся пространством и видами активности, и норовит открывать новые горизонты в прямом и переносном смыслах этого слова. Как правило, это открытие сопровождается рядом вопросов из серии «Как быть?» и «Что делать?». Давать ли ребенку свободу действий? А как часто и в каком количестве? И до каких пределов? Правильно ли это вообще или пусть следует привычному распорядку? Самое первое, что следует сделать родителям, это успокоиться и выработать грамотную тактику по определению границ свободы ребенка. Это очень важно, потому что именно в нежном возрасте (до трех лет) закладывается база, некий фундамент, который послужит основой для формирования модели поведения и морально-нравственных основ конкретного человека.

Что говорят психологи?

Если рассматривать свободу ребенка во взаимосвязи с его любознательностью, лучше всего обратиться к понятию «литический период», который означает определенный временной промежуток, оптимально подходящий для развития тех или иных навыков и качеств. В частности, ранее детство (1-3 года) – это литический период для активного познания окружающего мира и любознательности. Именно в это время малыш жадно впитывает новую информацию, а потому задача родителей – не ограничивать ребенка, усаживая его для собственного спокойствия около телевизора, а помогать ему в реализации этой потребностей.

Лучшее, что смогут сделать родители для своего любознательного малыша – это позволить ему исследовать этот мир свободно. Однако не следует путать такой подход с халатностью: очевидно, что ни один родитель не желает, чтобы в процессе активных исследований ребенок обжегся или засунул пальцы в розетку. Родителю, который является взрослым и ответственным человеком, достаточно убирать опасные предметы в недосягаемые места, избегая при этом окриков и резких запретов. Лучше всего в доступной форме объяснить ребенку, почему игра со спичками, розетка, газ или открытое окно могут быть опасны: это куда эффективнее, нежели запугивание, разве что вы хотите вырастить тепличное растение. Но это ведь не так, правда?

Растим свободного человека

Понятие «свободы» неразрывно связано с понятиями «границы» и «запреты», и это совершенно естественно, потому что свобода не бывает бесконечной. Но как определить эти самые границы? Как отыскать «золотую» середину между «можно» и «нельзя»?

Здесь родители должны придерживать одинаковой тактики: это значит, что если мама сказала «нельзя», папа не должен говорить «можно». Дети достаточно проницательны, и при таком неоднозначном родительском подходе и невнятной позиции, они научатся довольно быстро лавировать так, как им это выгодно. А потому система запретов должна быть четкой и однозначной.

 Определите перечень запретов и их обоснование: малыш должен понимать, что «нельзя» не потому что так захотелось маме, а потому, что для этого существует весомая причина. Ознакомьте малыша с этими запретами: не стоит полагаться на то, что чему-то научат в школе, а до чего-то ребенок додумается сам. Первая система запретов должна быть усвоена в раннем детстве; это – необходимая база для формирования здоровой и гармоничной личности.

Изучая окружающий мир и себя в нем, малыш с определенного момента начинает дифференцировать себя от других членов семьи, понимая, что он – это отдельная личность. В связи с этим происходит перестройка модели поведения как таковой, а также вырабатывается новое понимание взаимоотношений между малышом и другими людьми. Для того чтобы эти взаимоотношения были гармоничными, малыш должен понимать, где заканчиваются границы его свободы и начинают чужие границы. Отсутствие четкой системы запретов и понимания границ может привести к распущенности и другим проблемам в поведении. Однако, определяя границы свободы малыша, родители не должны упускать из вида морально-этическую сторону вопроса: иначе говоря, ребенку необходимо объяснять, что нарушать запреты нельзя не потому, что мама будет ругаться, а совершенно по другим причинам. Например, обзывая, он обижает человека, а если дерется, то делает ему больно и т.д. Такой подход, кроме всего прочего, способствует развитию эмпатии и понимания чувств другого человека, что, безусловно, пойдет ребенку только на пользу. 

Перезвонить


 
ФИО* nnn
Контактный телефон* www
Вопрос Вопрос
Защита от автоматического заполнения
 
Введите символы с картинки*
 

* - обязательные поля