8 (800) 333-77-41
звоните по России бесплатно
+7 (495) 902-00-04ежедневно с 10 до 22,
Скидка до 20% при покупке от 10 штук! Спешите!                            NEW! Оплата картой при получении!

«Не хочу, не буду!», или что полезно знать о кризисе 7 лет!

20.01.2017

– Его будто подменили, – зачастую восклицают родители младших школьников, – пререкается, кривляется, грубит: неужели он этого в школе нахватался? Расстроенные поведением всегда такого милого и послушного малыша, родители недоумевают, почему, став школьником, через некоторое время ребенок начинает преподносить неприятные сюрпризы. Самое лучшее, что следует сделать родителям, это понять: ваш ребенок вовсе не капризничает и не стремится рассердить вас или сделать что-то назло. То, что с ним происходит, вполне закономерно, и называется кризисом семи лет.

Что это такое – кризис семи лет?

Развиваясь, ребенок проходит через несколько возрастных кризисов, каждый из которых имеет особенности и характеристики. Также кризисы имеют свою симптоматику и признаки, понимание которых поможет родителям выстроить правильную стратегию поведения по отношению к своему ребенку. Несмотря на то, что кризис семи лет считается относительно спокойным, для ребенка этот период является непростым, а потому он нуждается не в криках и запретах, а в заботе, поддержке и любви со стороны родителей.

Став школьником, ребенок, еще вчера беззаботно игравший с друзьями в детском саду и соблюдавший сончас, сталкивается с принципиально новой для него ситуацией. Новое все: график, порядок, окружение, обязанности. И если взрослые люди, сменив место работы, нуждаются в некотором времени для адаптации в новом коллективе, то чего ждать от малыша, который не имел вообще никакого опыта, хоть сколько-нибудь похожего на школу? Очевидно, что такие кардинальные перемены в жизни ребенка будут сопряжены с какими-либо проявлениями поведенческого и эмоционального характера.

С началом обучения в школе ребенок получает не только экипировку и симпатичные принадлежности, но и новую ответственность: хорошо учиться, слушать учителя, не баловаться на уроках, выполнять домашнее задание и т.д. Такое резкое расширение зоны ответственности пугает вчерашнего детсадовца: он может испытывать дискомфорт, пугаться, отторгать эти изменения. «Не хочу ходить в школу! Хочу обратно в садик!» – подобные фразы родители младших школьников слышат нередко, особенно в самом начале обучения. Кроме того, с началом обучения ребенок получает и новые социальные роли: теперь он не просто мальчик (девочка), сын (дочь), внук (внучка), но и ученик начальной школы, сосед по парте, одноклассник. Согласитесь, одномоментно и безболезненно это «переварить» не так просто; потребуется какое-то время для адаптации. Малыш должен привыкнуть, что он живет не сам по себе, делая только то, что хочется ему; теперь он – часть общества, и действует в рамках, которые приняты в этом обществе: получать знания, играть только на переменах и после школы, воспринимать учителя как авторитетное лицо и пр.

Кризис семи лет: симптомы и признаки

Поскольку во время этого возрастного периода ребенок учится общению с окружающими как с другими членами общества, он начинает осознавать, какое место он занимает в этом обществе и понимает, что нужно учитывать мнение нового окружения. Все это способствует формированию его внутренней позиции, которая в последующем будет определять его поведение. И если раньше ребенок мог выражать свои переживания непосредственно, теперь он старается определять значимость тех или иных действий для себя самого. Такая потеря непосредственности является первым симптомом кризиса семи лет.

Если вы заметили, что ребенок, еще недавно бывший таким открытым и бесхитростным, начинает лукавить, хитрить, вести себя скрытно или манерничать, то вы наблюдаете еще одно подтверждение текущего кризиса. Манерничание вместо открытого поведения считается вторым основным признаком кризиса.

Финальным ключевым признаком кризиса является стремление к обереганию внутреннего мира: ребенок может опасаться родительского недовольства и будет скрывать, что испытывает дискомфорт от произошедших в его жизни изменений. Получив опыт, что его состояние родители могут интерпретировать как капризы и блажь, малыш, не желая получить очередную «горькую пилюлю», предпочтет не делиться переживаниями. Более того, настойчивые попытки со стороны родителей выяснить, что происходит, могут спровоцировать еще большую замкнутость, и неуправляемость, так как малыш будет стойко оберегать свою внутреннюю территорию.

К другим признакам, которые могут указывать на течение кризиса, можно отнести упрямство, пререкания, агрессивность или, наоборот, повышенную стеснительность, низкую самооценку, а также раздражительность, нервозность, повышенную утомляемость и проблемы с успеваемостью.

Что делать? – спросят родители. Быть, в первую очередь, терпеливыми, заботливыми и внимательными к ребенку. Если юный школьник будет уверен, что дома его ждет понимание и любовь, а не упреки, ему будет легче адаптироваться к новым условиям и справиться со своим состоянием. В целом, о кризисе семи лет стоит позаботиться заранее: начните готовить ребенка к школе заранее, например, приучая к новому распорядку дня. Для развития учебной мотивации играйте в развивающие игры: это поможет ребенку заранее понять, что учеба может быть полезной и интересной, так как связана с получением новых знаний и навыков. Также игры могут быть полезны для стабилизации эмоционального фона: своевременная разрядка и позитивная атмосфера помогут избавиться от манерничания.

И, самое главное: кризис семи лет – это обычное явление, которое сопутствует развитию ребенка, а не заболевание, капризы или патология. Поддержите вашего малыша доброжелательностью и заботой, это поможет преодолеть ему временные трудности с меньшим напряжением.

Перезвонить


 
ФИО* nnn
Контактный телефон* www
Вопрос Вопрос
Защита от автоматического заполнения
 
Введите символы с картинки*
 

* - обязательные поля