Деньги на карманные расходы: учим ребенка обращаться с деньгами.
Деньги на карманные расходы/Учим ребенка обращаться с деньгами
Родители часто испытывают сомнения, задумываясь над вопросом давать ли своему деньги на карманные расходы. В каком возрасте следует это сделать, в каком размере и чтобы это пошло на благо любимому чаду, а не сделало из него инфантильного потребителя.
Многие спешат выдать своему, часто еще не умеющему даже считать малышу, карманные деньги. Считая, что так он скорее научится взрослым взвешенным решениям, умению хорошо считать и распоряжаться финансами. Но если рассуждать здраво, то дошкольнику собственные деньги просто ни к чему. Если он все время находится рядом со взрослыми, то они и купят малышу то, что ему необходимо. В это же время родители могут контролировать правильность питания ребенка, просто не приобретая вредные для детского организма продукты. В это же время можно учить ребенка покупать что-то для других членов семьи, приучать его заботиться о близких.
Отличное решение для детей школьного возраста предлагает всемирно известный педагог А.С. Макаренко. Он не пользовался понятием «карманные деньги». По его мнению, простая выдача денег для собственных нужд мало учит ребенка правильно и рационально распоряжаться финансами в будущем. Не давать денег тоже плохо, потому что у ребенка тогда не будет никакого опыта обращения с деньгами. Он предлагал закрепить за ребенком определенную обязанность, которая будет являться заботой о всей семье, а не только о потребностях ее маленького представителя. Еще одним важным критерием является – временной промежуток обязанностей. Он должен быть длительным и постоянно выполняться. Когда мама дает ребенку деньги и просит его купить хлеба, это вовсе не учит ребенка самостоятельному мыслительному процессу. Гораздо лучше, когда деньги выдаются на месяц и ребенок ежедневно покупает для всей семьи хлеб. Родители делают расчет, основываясь на потребности семьи в продукте. Ребенку выдают чуть большую сумму. Таким образом, ребенок уже начинает самостоятельно вести хозяйственные расчеты. Если он приобретет пирожные или даже торт - это будет очень вкусно, но вскоре он заметит, что до конца месяца ему не хватит денег. Тем более, не останется денег на его собственные траты. Так ребенок начинает понимать, что финансовые ресурсы конечны. Он учится делать свои первые расчеты и планы, задумываться о последствиях. А главное, он становится ответственным перед своей семьей, учится думать и заботиться о своих близких.
Однозначно отрицательно действует на ребенка поощрение его успеваемости в школе или выполнение домашних обязанностей материальной оплатой. Это не учит ребенка вести экономические расчеты и задумываться о последствиях, деньги кажутся «бесконечными». Самое интересное, что такой подход мотивирует ребенка только в самом начале. Затем, привыкнув получать деньги от родителей, он уже не хочет ничего делать самостоятельно, без предоплаты. В такой ситуации о помощи родителям можно сразу забыть.
Неоднозначно сказывается ранний опыт работы. Все зависит от особенностей работы, о дальнейшем распоряжении заработанными средствами. Бывает так, что атмосфера на работе разлагает еще не зрелое мышление подростка, он лишь гордится собой, а не пытается получить новые знания. При этом часто тратит деньги лишь на себя. Часто этому способствуют сами родители. Впоследствии молодой человек не стремиться участвовать в семейном бюджете. Ему самому все нужно только для себя.
Отправляя ребенка на работу или подработку в юном возрасте, потрудитесь больше узнать о месте его работы, коллективе, интересах сотрудников. Хорошо, когда подросток начинает свой трудовой путь у ваших знакомых. Первый опыт очень важен. При правильном подходе он дает ребенку уверенность в себе, приносит новые знания и умения, знакомит его с новыми людьми, учит мыслить по-взрослому и нести ответственность за свои поступки.