Игротерапия - самое приятное лечение!
Каков он, современный мир людей? В последние годы он стал намного сложнее, динамичнее, в чем-то даже более жестоким. Сегодня существует огромное количество факторов, которые могут приводить к психологическим проблемам не только у взрослых, но и у детей.
Детские психологи пытаются спасти ситуацию, придумывая все новые способы поддержания и восстановления внутреннего мира ребенка: арт-терапию, сказкотерапию, цветотерапию и прочие.
Один из самых мощных инструментов в психологии – терапия имеющихся проблем при помощи игр.
Почему игры – одно из самых эффективных средств против психологических проблем у детей?
Потому что игра изначально несет в себе все необходимое для того, чтобы подготовить ребенка к жизни в этом мире.
Многие взрослые считают, что игра – это отличный способ научить ребенка читать, писать, считать, выдавать монологи на иностранном языке и пр. На самом деле любая игра несет другую, глубинную и очень важную функцию.
Она заставляет ребенка моделировать «взрослые» жизненные ситуации, со всеми их конфликтами, которые дети преодолевают в игровой форме, а потом с успехом повторяют это и в повседневной жизни.
В игре ребенок свободен, раскован, он может быть любым персонажем и совершать любые действия, в которых будет постулировать свои формирующиеся мнения. Как говорится, любое знание лучше всего усваивается на практике. Ни одна книга по психологии не научит человека так же эффективно жить, как личный опыт, полученный многократно в жизни в игре.
С какими проблемами помогут справиться игры?
Игротерапия способна помочь:
· справиться ребенку с собственными внутренними личностными проблемами;
· наладить отношения в коллективе со сверстниками;
· наладить отношения в семье с родителями.
Чаще всего для решения этих проблем используют ролевые игры, в которых ребенок может промотать болезненную для него ситуацию в шутку. Постепенно он убедится, что и в реальности его проблемы вполне решаемы, причем, без каких-то сверхусилий.
А при помощи логических игр можно справляться с такими нарушениями, как умственная отсталость, психологическая незрелость, инфантильность. Этим с успехом занималась одна из известнейших педагогов мира Монтесори.
Можно ли заниматься игротерапией самостоятельно?
Игротерапия – это то, чем со своими детьми могут заняться любые родители. Сегодня существует большое количество развивающих игр, которые очень легко приобрести.
Лучше родителям начинать игротерапию в виде простых подвижных игр, позволяющих снять закованность, забыть о проблемах и некоторых ограничениях, которые есть в реальной жизни. Для этого подойдут пятнашки, жмурки, прятки и пр. Именно в подвижных играх современные дети, которые привыкли сидеть у компьютеров и телевизоров, нуждаются больше всего. Во время подвижных игр можно достигнуть следующих эффектов:
· сильная эмоциональная разрядка: в ребенке постоянно накапливается много энергии, которой нужно давать выход;
· снимется повышенная тревожность, ребенок перестает бояться неожиданных нападений, темноты, замкнутых пространств;
· ребенок учится вести себя в определенных ситуациях, быстро находить из них выход;
· повышаются такие качества, как ловкость, гибкость, координация движений;
· ребенок учится вести себя в группе, усваивает новые навыки, улучшается общение со взрослыми.
Вторая категория игр, в которые вы можете играть с детьми – это творческие игры. В данном случае имеет место аналог арт-терапии. Многие дети обожают заниматься различными мозаиками, конструкторами, рисованием, лепкой, строительством из кубиков и пр. С участием взрослого эти занятия приносят еще больший эффект:
· вы можете способствовать развитию творческих способностей ребенка, направить их в нужное русло;
· вы можете научить малыша внимательно смотреть на этот мир, находить в нем прекрасное и полезное;
· совместная арт-терапия – своеобразная форма общения ребенка со взрослым, вы сможете легче находить общий язык.
Наконец, стоит позаботиться и о развитии у ребенка таких качеств, как мышление, логика, способность аналитически мыслить. В этом помогут многочисленные логические игры.
Когда вы занимаетесь с ребенком игротерапией, то должны помнить о некоторых правилах:
· основа таких занятий – уважительное отношение к индивидуальности ребенка, никогда не стоит действовать навязчиво, заставлять малыша что-то делать: ваша задача – помогать;
· во время занятий родители должны стать источником подсказок и вдохновения, но, опять же, без навязчивости;
· вы должны создать для игры такую среду, в которой ребенок мог бы чувствовать себя комфортно, раскрепощено, мог проявлять свои творческие способности;
· во время игры следите за эмоциями и состоянием ребенка, старайтесь мягко корректировать их;
· дозируйте игры: они не должны быть слишком короткими, но и не должны затягиваться на весь день: при необходимости нужно дополнительно заинтересовать ребенка игрой, ее новыми элементами, либо, напротив, мягко переключить внимание на другие занятия.
А если вы видите, что у малыша есть какие-то проблемы, то прокрутите их во время какой-нибудь игры, покажите их несерьезность и легкую решаемость. Возможно, вы сделаете это даже лучше, чем любой психотерапевт. Ведь кому, как не вам, лучше всего знать вашего ребенка!