Хочу! – что с этим делать?
Хочу! – что с этим делать?
В процессе познания окружающего мира любопытные малыши сталкиваются с все большим количеством новых интересных вещей и предметов. Неудивительно, что какие-то из них могут понравиться ребенку настолько, что ему захочется тут же заполучить их раз и навсегда, а потому родители все чаще и чаще начинаются сталкиваться с настойчивыми детскими «Хочу!» и при этом не всегда понимают, как правильно на них реагировать и реагировать ли вообще. Как разобраться со всеми «Хочу»? Как их фильтровать? Прислушиваться и удовлетворять или не обращать внимания?
Капризы или потребности?
Самые разнообразные «Хочу!» малыша можно условно разделить на три категории: потребности, сиюминутные желания и капризы. Научившись отделять одно от другого, родители смогут выработать правильную стратегию по отношению ко всем «хочу». Такой подход позволит обеспечивать малыша тем, что ему действительно необходимо, и при этом лавировать и не попадаться на удочку капризам.
В отношении последних следует помнить, что нередко целью капризов является испытание родителей на прочность. Разумеется, это не означает, что ваш малыш, сидя в детской, хладнокровно строит наполеоновские планы, отнюдь. Но капризничая, ребенок всегда может узнать, как далеко он может зайти, и возможно стоит покричать чуть-чуть дольше, чтобы добиться желаемого.
Если вы хотите понять, с чем столкнулись – с потребностью или капризом, попросите малыша спокойно и внятно объяснить, зачем ему нужно это «хочу». Малыш в состоянии аргументировать свой запрос? В этом случае перед вами, скорее всего, потребность. Главное, о чем должны помнить родители, что потребности взрослых людей и детей имеют принципиальное различие, а потому смотрите на эту потребность глазами ребенка. Что касается капризов, как правило, ребенок не может объяснить, зачем ему сотая машинка: он склонен эмоционировать, устраивать бурные сцены, топать ногами, твердя «Хочу! Хочу!» безо всяких аргументов. Знакомая ситуация, не правда ли? К сожалению, родители, зачастую, лишь бы ребенок успокоился или, испытывая неловкость в общественных местах, идут у него на поводу, что, в конечном счете, может привести к вседозволенности и чрезмерной избалованности.
Боремся с капризами
Если малыш начал капризничать в самых «неподходящих» местах: магазине, парке и пр., не стоит на него кричать, ругаться, силком тащить в сторону. Оптимальная линия поведения – сохранять спокойствие и ровный тон. Капризничая в людных местах, ребенок рассчитывает на зрителей: возможно, вы ему уже давали повод для подобного поведения, удовлетворяя его капризы только для того, чтобы он успокоился и перестал привлекать внимание окружающих. Объясните ему, почему его «хочу» не будет удовлетворено; не реагируйте на истерики и капризы. Если малыш разошелся не на шутку, спокойно, но твердо выведите его из магазина: несколько таких «упражнений», как правило, достаточно, чтобы ребенок усвоил нецелесообразность подобного поведения.
С другой стороны, не стоит особо усердствовать, проявляя «стойкий нордический характер». Возможно, малышу требовалось ваше внимание и участие, а не конкретная игрушка. Дети нуждаются в родительской любви, и нередко именно капризы могут послужить сигналом, что этой любви и заботы ребенку не достаточно. Постарайтесь уделять вашему малышу достаточно внимания, не перегибая палку ни в сторону чрезмерной заботы, ни в сторону ее недостаточности: в первом случае ребенок может начать злоупотреблять родительской заботой, требуя к себе внимания по любому поводу, а во втором – может ощущать себя недостаточно любимым и требовать бесконечные игрушки как способ компенсации недолюбленности.
Есть несколько простых правил, которые помогут родителям бороться с капризами малыша:
- Не кричите на малыша: спокойно и аргументированно объясните свое решение по поводу его «Хочу». На самом деле, дети достаточно умны, чтобы воспринять разумное объяснение.
- Не стоит ущемлять ребенка. Малыш познает мир, активно интересуясь всеми вещами, которые его окружают, но при этом он далеко не всегда понимает, где свое, где чужое, когда что-то требовать можно, а когда – нельзя. Не ждите, что моральные принципы сформируются каким-то причудливым образом сами: подавайте пример, с самого нежного возраста объясняйте и подкрепляйте практикой.
- Не потакайте капризам. Если ребенок делает то, что вас как родителя по объективным причинам, не устраивает, сообщите ему, почему вы хотите, чтобы он прекратил это делать. По возможности перенесите фокус внимание малыша на что-то другое, но только не бездействуйте. Да, все мы устаем на работе и иногда хочется просто посидеть и посмотреть телевизор, дав требовательному малышу все, что он просит, лишь бы не беспокоил. Оптимальный вариант – изначально не позволять больше, чем нужно, приводя в пользу этого решения убедительные аргументы.