Отношения между мальчиком и девочкой.
Отношения между мальчиком и девочкой
Несмотря на то, что в раннем возрасте дети не делают явный акцент на гендерных различиях своих друзей, межполовые отношения как таковые начинают формироваться именно в этот период. В совместных играх для ребенка соседская девочка Аня в первую очередь не девочка, а просто Аня: слово «девочка» до определенного момента имеет размытый характер и служит для малыша просто каким-то обозначением. Дети поначалу не вкладывают в понятия «мальчик» или «девочка» какой-то особый смысл; товарищей для игр подбирают, в первую очередь, исходя из общих интересов. Однако примерно к 3 годам, когда малыш в рамках познания мира активно изучает окружающую среду и себя в ней, он получает определенный набор знаний, в том числе и о половых различиях между мальчиками и девочками.
Проявляя естественное любопытство к физиологическим отличиям, малыш параллельно начинает постигать и особенности правил, присущие его полу, а также взаимоотношения между полами.
Делай как я
В процессе развития ребенок, с подачи родителей и окружающих, получает набор некоторых паттернов, которые начинают определять как его поведение, так и принципы взаимоотношения с детьми своего и противоположного пола. Его взросление начинают сопровождать определенные правила по части, как следует себя вести мальчикам или девочкам, и каким образом они должны (в идеале) взаимодействовать между собой.
Благодаря объяснениям взрослых, дети начинают понимать, почему у мальчиков и девочек есть различия в одежде, игрушках и видах игр. Именно взрослые (родители, воспитатели в детском саду) направляют игры и занятия детей, поощряя за «правильное» поведение и порицая на несоблюдение привычных рамок.
Впрочем, родители, стараясь прививать мальчикам «мужские» качества, а девочкам «женские», при этом должны понимать, что как бы они не наседали с теорией, на практике ребенок будет воспроизводить те модели поведения, которые он наблюдает в ближнем окружении. То есть, если кто-то из родителей, например, отец, учит ребенка быть более вежливым с девочками, но при этом сам регулярно грубит матери ребенка, не стоит удивляться тому, что преподнесенные уроки не пройдут даром, а теория, не подкрепленная соответствующей практикой, попросту не сработает.
Иначе говоря, родители должны помнить, что именно те взаимоотношения между отцом и матерью, мужчиной и женщиной, которые они транслируют, могут оказать огромное влияния на формирование у ребенка той или иной модели поведения в отношении лиц противоположного пола. Кроме того, следует понимать, что ребенок, кроме модели поведения как таковой, заимствует и мораль, которые воспроизводятся детьми в различных сюжетно-ролевых играх, таким образом закрепляя их.
Лига маленьких джентльменов
Поскольку формирование здоровой личности подразумевает внимательное отношение к различным аспектам взросления, родители не должны забывать о грамотном сексуальном воспитании детей, которое включает, в том числе, и отношения между полами.
Несмотря на то, как говорилось ранее, что сами дети в нежном возрасте не так явно акцентируют внимание на поле своих друзей, важно понимать, что межполовые отношения, которые дети учатся выстраивать, имеют важное значение для последующей социализации ребенка в целом и для развития личности в частности. Более того, родители должны осознавать, что чем яснее ребенок понимает свою половую принадлежность и принимает соответствующие модели поведения, тем лучше он сможет строить отношения с ровесниками противоположного пола.
В быту это проявляется на уровне доступных объяснений, как должны себя вести мальчики (не обижать слабых, не драться с девочками, не грубить, помогать тем, кто нуждается в помощи) и девочки (быть опрятной и аккуратной, вежливой, женственной и т.п.). В совместных играх девочек и мальчиков при каких-либо недоразумениях и ссорах родители должны аккуратно корректировать поведение детей, стараясь при этом не ущемлять личность.
В идеале, можно практиковать различные игровые ситуации, в которых будут обыгрываться взаимоотношения между мальчиками и девочками. Или использовать реальные ситуации, для демонстрации определенных моделей поведения: например, в общественном транспорте можно предложить сыну, чтобы он уступил место девочке или взрослой женщине. Заслужив похвалу, малыш будет не только польщен, но и закрепит на практике вежливую форму поведения. В том случае, если подобные формы поведения и проявления вежливости воспитываются своевременно, в последующем это станет для ребенка совершенно естественной моделью поведения.