Здравствуй, школа: как влиться в новую жизнь?
Кроме красивой школьной формы, симпатичных тетрадей и портфеля, нового распорядка дня и социальной роли, школа дает ребенку новое окружение – соседа по парте, одноклассников, часть из которых ребенку нравится, а часть – не очень, и учителей. Выстраивание с ними межличностных отношений является частью социализации ребенка в новом для себя качестве – ученика младшей школы. Кроме этого важным показателем социальной адаптации становится степень овладения учебной деятельностью, принятие установленных норм и стремление соответствовать существующим критериям.
Социальная адаптация: что говорят психологи?
Социализация человека как таковая имеет несколько этапов, каждый из которых соотносится с тем или иным возрастом; все этапы социализации характеризуются конкретными потребностями, ощущениями и особенностями. Что касается младшего школьного возраста (6-10 лет), ему соответствует экспансивная стадия. На этом этапе дети активно расширяют так называемый социальный кругозор: они интенсивно впитывают все, что происходит вокруг них и также интенсивно применяют полученные знания применительно ко всем сферам своего существования.
На этом же этапе у них формируется не только самооценка, но и отношение к себе, что ведет, в свою очередь, к выработке требований, как к себе, так и к окружающим. В частности, ребенок начинает понимать, каким образом он должен себя вести и насколько соотносится его поведение с установленными требованиями; он может определять, какими характеристиками должны обладать те, с кем он заинтересован дружить и общаться («Я не хочу дружить с Петькой, он жадный!»).
В целом, если ребенок посещал детский сад, у него уже есть представления о коллективе и принципах его функционирования, и он будет испытывать меньше сложности в процессе адаптации к школе. Однако с началом школьного обучения малыш сталкивается с новыми задачами и расширением зоны ответственности: если раньше ему требовалось, например, вовремя есть, спать на сончасе и убирать за собой игрушки, то теперь от него требуют быть самостоятельным, находить место в коллективе и выстраивать отношения с ним, осознавать ответственность, проявлять способности и т.д.
Сложности социальной адаптации
На процесс адаптации определенное влияние оказывают эмоционально-психологические особенности того или иного ребенка; кому-то их индивидуальные особенности помогут облегчить социализацию, а кому-то, напротив, осложнить. Однако не лишним будет знать несколько популярных сложностей, с которыми сталкиваются дети и, опосредованно их родители.
- Сложности в обучении. Интересно, что они далеко не всегда связаны с интеллектуальными способностями ребенка; нередко трудности в учебе обусловлены отношением к обучению как к таковому, ощущением себя в школе и в классе, а также эмоциональным состоянием ребенка. Если юный школьник еще не привык к новому жизненному этапу, он может отвлекаться, баловаться, не интересоваться тем, что говорит учитель или же открыто выражать протест, не желая ходить в школу.
- Проблематичные отношения с одноклассниками. У ребенка могут быть проблемы с коллективом, он может жаловаться, что его дразнят или не хотят воспринимать в том качестве, в котором ему хотелось бы, например, в роли лидера, особенно, если ребенок привык быть заводилой. Это может ощутимо влиять на процесс социализации в целом, и в идеале сложности такого характера лучше решать «на берегу», не дожидаясь, пока ситуация усугубится.
- «Борьба» авторитетов. Далеко не всегда ребенок готов воспринимать учителя и его слова как авторитетные, только потому, что ему сказали – «Это твой учитель, слушай, что он говорит». Некоторые дети не желают признавать учителя в качестве авторитетного лица, предпочитая спорить с ним и настаивать на своем. Случается и так, что ребенок может отвергать грамматические или математические правила только потому, что они выглядят вовсе не так, как ему хотелось бы («Я хочу писать карова, мне так больше нравится!»).
Кто все эти люди?
Что касается выстраивания межличностных отношений, здесь следует понимать, что ребенок в начальной школе только начинает активно овладевать навыками общения. И если в более раннем возрасте отношения, преимущественно, основывались по гендерному признаку и игровым предпочтениям (мальчики играют в «войну», а девочки в «дочки-матери»), то в школе (6-7 лет) на первый план начинают выходить внешние признаки: дети могут дружить с кем-то только потому, что они сидят за одной партой или живут в одном дворе. Чуть позднее, в 8-10 лет основанием для дружбы становится разделением интересов, взаимопомощь, благодаря чему межличностные отношения в классе и в школе начинаются складываться в систему.
Разумеется, у всех детей социально-психологическая адаптация как процесс имеет различную длительность: кто-то быстрее вливается в коллектив и привыкает к школе, кто-то испытывает сложности, однако родители должны ориентироваться на три основных критерия адаптации: сформированное адекватное поведение, налаженные контакты с учителем и одноклассниками и овладение учебными навыками. Если по какому-то критерию имеется «провал», следует проанализировать ситуацию и выявить причины для своевременной коррекции.